Просветительская работа с родителями воспитанников
Использование современных форм работы с семьями воспитанников
В современный век информационных технологий, нам, воспитателям, приходится не стоять на месте, а искать новые пути и формы работы с родителями своих воспитанников.
Мы ищем новые формы работы с современной семьей, но не забываем об уже опробованных и показавших себя в работе. Педагоги ставят перед собой целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. И традиционные, и инновационные формы помогают педагогам вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс, стать полноправными партнерами в воспитании детей и активными участниками совместных мероприятий, проводимых в группах. Их взаимодействие просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Мы живем в динамичное время. Родители часто загружены делами, не так активно, как бы хотелось, участвуют в жизни детского сада. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в детском саду решается в трех направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность детского сада;
- совместная работа по обмену опытом.
Перед собой поставили цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Для достижения данной цели, координации деятельности детского сада и родителей педагоги работают в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада над решением следующих задач:
- устанавливают партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяют усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- создают атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную поддержку родителей, воспитанников;
- активизируют и обогащают умения родителей по воспитанию детей;
- поддерживают уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Педагоги проводят работу с родителями, применяя дифференцированный подход. Учитывают социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышают культуру педагогической грамотности.
В своей работе по налаживанию контактов с родителями, для решения задач воспитания и развития ребенка, используют следующие формы работы:
- информационно – аналитические (анкетирование, тестирование, вопросы - ответы);
- познавательные (родительские собрания; консультации; беседы; совместное обогащение предметно – пространственной среды; выставки детских работ, изготовленных совместно; участие родителей в подготовке к праздникам; оформление фотомонтажей, плакатов; проведение Дней открытых дверей);
- наглядно – информационные (папки – передвижки, родительский уголок, фотовыставки);
- досуговые (праздники и развлечения, дни здоровья, выставки, творческие конкурсы).
Чаще используют формы работы с родителями традиционные, но с внесением новых форм их проведения:
- родительские собрания;
- групповые и индивидуальные беседы;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники);
- консультации для родителей;
- дни открытых дверей.
Родительские собрания – часто применяют такие формы как круглый стол. К любому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями тщательно и серьезно готовятся. Они хотят видеть в родителях не просто участников собрания, а добрых друзей, коллег и партнеров, вместе с педагогами заинтересованных в развитии детей, их воспитании. По окончании собрания педагоги всегда интересуются, стала ли информация, полученная родителями полезной, своевременной, достаточной. Если нет – работа продолжается совместно или в индивидуальном порядке. Они говорили с родителями на разные темы: о воспитании нравственности, патриотизма, о духовности, о подготовке к школе и многих других вещах, решали проблемные ситуации. В результате интерес к вопросам воспитания у родителей значительно возрос, педагоги с родителями стали лучше понимать друг друга и чаще видеть друг в друге помощников. Так же, увеличилось количество посещающих собрания родителей, ищущих ответы на вопросы воспитания ребенка в контексте с воспитателем и специалистами.
В педагогической практике используются различные виды наглядности, в том числе и родительский уголок. В них помещают материалы информационного характера: правила для родителей, объявления, мероприятия детского сада. Здесь же вывешивают и информационные листки с объявлениями о собраниях, предстоящих событиях, выражают благодарность родителям за участие в делах детского сада, группы, оказанную помощь. Есть рубрика «Учите с нами». Родители, почувствовав теплую и дружескую атмосферу детского сада стали активными участниками и других мероприятий. Они охотно проявляли свои умения и таланты в досугах, на праздниках: праздник мам «День 8 марта», папы участвовали в конкурсе: «А ну – ка, папы!», а вместе с детьми «День знаний».
Педагоги проводят консультации с родителями на тему воспитания и образования детей. Например, проведены консультации: «Как вырастить здорового ребенка»; «Роль физических упражнений в развитии ребенка», «Витаминная азбука здоровья».
Особое значение придаем консультациям, направленным на обеспечение безопасного поведения на улице, дома, на воде, в лесу, по пожарной безопасности. Педагогами предложены родителям консультации: «Безопасность ребенка на улице», «Дисциплина на улице – залог безопасности», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», «Один дома!», «Как вести себя в опасных ситуациях» и другие. Консультации, подобранные в начале учебного года и входят в план работы с родителями.
Проведенные мероприятия показали положительную динамику, так:
Родители более вдумчиво стали относится к тем или иным методам воспитания. Возросло число родителей, посещающих родительские собрания, активно участвующих в совместных мероприятиях, праздниках, акциях. Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно повлияла на воспитание. Родители уверились в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем.
Просветительская работа с семьями воспитанников
Просветительская работа с семьями воспитанников МБДОУ «Детский сад № 20 «Белочка» является основой создания информационного социально-психологического пространства детского сада, позволяющего формировать и корректировать родительскую позицию, развивать компетенции родителей в сфере воспитания детей, повышать их культурный и образовательный уровень. Взаимное уважение и доверие играют важную роль в данной работе, поэтому методы и практики просветительской работы направлены на формирование активности, инициативности и родительской ответственности, а также на развитие субъектной позиции семьи, заинтересованной жизнью ребенка в детском саду.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится на следующих принципах: ориентация на актуальные для родителей проблемы, образовательные потребности и интересы; учёт социальных, образовательных, временных ресурсов семьи; учёт личного опыта родителей; доверительность отношений; партнерство и диалог. В рамках просветительской работы мы используем технологии личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников:
1. Информационно-развивающие технологии, целью применения которых является овладение родителями системными, разносторонними знаниями. Данные технологии мы реализуем с помощью следующих методов: самостоятельное изучение литературы, широко представленной в родительском уголке «Библиотека для родителей»; тематические консультации и беседы по запросам родителей, применение интернет-ресурсов (Skype, WhatsApp, Viber, электронная почта и др.); средства социальной рекламы (видеоролики, буклеты, памятки); совместные просветительские мероприятия с социальными партнерами ДОО (детская библиотека, музей, ГИБДД и др.).
2. Деятельностные технологии, цель которых развитие у родителей практических умений, навыков. Например, на родительских собраниях мы используем кейс-технологии, которые способствуют построению конструктивного взаимодействия. В работе с родителями мы используем следующие виды кейсов: анализ конкретной ситуации, кейс-иллюстрация, которая отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку как своего взгляда на её решение, так и совместного продуктивного решения проблемы. Кейс-технология в работе с родителями дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Наши родители с удовольствием посещают такие родительские собрания.
3. Развивающие проблемно-поисковые технологии, такие как семинары, «круглые столы», проектная деятельность. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность, так как, становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения; у родителей развивается более глубокое понимание образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, реализация современных технологий, форм и методов во взаимодействии с родителями воспитанников позволяет нам решать широкий спектр задач родительского просвещения, вовлекать их в образовательную деятельность и содействовать формированию ответственного и компетентного родительства.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников в МБДОУ «Детский сад № 20 «Белочка» |
|
Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетенции. |
|
Общие родительские собрания |
Главной целью собрания является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей |
Консультирование |
Формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических представлений и знаний; привлечение родителей к конкретным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника образовательного процесса. |
Групповые родительские собрания |
Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи |
День открытых дверей |
Дает возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать |
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей
https://www.ya-roditel.ru/ – Портал «Я – родитель» для ответственных родителей и всех, кто хочет ими стать (создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Портал включает многочисленные консультации от специалистов для родителей, полезные подборки (информация о службах психологической помощи, поз- навательные блоги и передачи для детей, информация о семейном устройстве детей- сирот, финансовая грамотность семьи, видео уроки).
https://nra-russia.ru/ – Национальная родительская ассоциация. Портал, созданный с целью обеспечить эффективное сотрудничество общественных и государственных структур, участие в формировании политики в интересах семей, защиту интересов семей с детьми, материнства, отцовства, профилактики социального сиротства.
https://ruroditel.ru/ – онлайн центр информационной поддержки родителей (создан Национальной родительской ассоциацией совместно с Министерством образования и науки РФ). Портал включает следующие разделы: консультации и советы родителям (в области педагогики, психологии, семейного права, информационной безопасности, помощь детям в ситуациях, угрожающим жизни и здоровью), центры и программы родительского просвещения, конкурсы для родителей.
https://растимдетей.рф/ – Навигатор для современных родителей. Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей (создан в рамках реализации Национального проекта «Образование») Портал размещает актуальную информацию для родителей детей различных возрастных групп (от младенчества до подросткового возраста). Особое внимание уделяется поддержке родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (представлена информация об особенностях развития детей с ОВЗ, службах ранней помощи, особенностях организации образования детей с ОВЗ, психолого-педагогическому сопровождению ребенка и семьи).